Роль религии в феминизме, часть 2

Исламский феминизм способствует гендерному равенству и развитию самоидентификации

Авторка: Амина Вадуд.
Из сборника "Feminism: Opposing viewpoints", Gale, 2012.

В любом мусульманском контексте, в большей или меньшей форме, в каждой социальной группе, от самых бедных или умеренных до самых благополучных и богатых, мусульманские женщины активно добиваются собственного благополучия».

Амина Вадуд – американка, заслуженный профессор факультета Ислама в Университете Содружества Вирджинии (Virginia Commonwealth University), автор многочиелснных работ о женщинах и исламе. Она также проводила совместные обучающие исламские богослужения в качестве имама. В своей статье она объясняет, что исповедание ислама является фундаментальным элементом самоидентификации большинства мусульманских женщин и настаивает на том, что им нет необходимости выбирать между их верой и их правами. Согласно точке зрения Вадуд, Запад знает о мусульманстве в основном только то, что им рассказывают немусульмане, или те, кто отрекся от исламского вероисповедания, и поэтому их взгляды однобоки. Вадуд утверждает, что основы исламского учения диктуют справедливость во взаимоотношениях как в общественной, так и в домашней жизни, включая в себя принципы гендерного равенства, а также что мусульманские женщины могут подходить к феминизму через исламскую оптику, чтобы отстаивать свои права. Согласно Вадуд, мусульманские женщины должны убрать ислам из текущего патриархального контекста и вернуться к его истокам.

[...]
Итак, я полагаю, я не смогу не замечать белого слона в этой комнате, особенно если он фиолетовый.
На этой неделе (в сентябре 2010 года) молодая мусульманская феминистка из Египта прибыла в Залив (Сан-Франциско – О.К.) в рамках программы по обмену опытом, организованной Департаментом Штата. По ее свидетельству, программа только называется «обмен опытом», на самом же деле никто не обмениватся, они просто говорят и говорят, как если бы мусульманки были были чистыми листами, которые представителям Департамента Штата нужно заполнить информацией. Но там были не просто мои сверстницы, там были и уважаемые мусульманки из Бахрейна, Саудовской Аравии и Марокко. И я до сих пор удивлена, насколько устойчивым остается образ «порабощенной женщины Востока». С этого я и начну, но поскольку я рассчитываю на материал размером более 2000 слов, я еще вернусь к этому, имейте в виду.
Разрешите мне начать с определения феминизма, которое наиболее приемлемо для меня: феминизм – это радикальная идея о том, что женщины тоже люди. Затем позвольте мне добавить наиболее приемлемое мною определение ислама: ислам – это осознанное самоограничение, которое действует и существует в соответствии с величайшей гармонией Вселенной, и который есть воля Создателя. Не нужно быть физиком-ракетчиком, чтобы заметить, что всякое человеческое создание способно к самоограничению. Также не нужно больших усилий, чтобы осознать, что оба этих определения очевидны, в то время как патриархат и дисгармония с мирозданием беззастенчиво управляют нами.
Мусульманки активны
Я хочу начать с космологии, с пути созидания, но я думаю для первого раза стоит пропустить теолоию и вместо этого углубиться в политику, что будет более целеобразно. В современной антропологии мусульманские женщины активно представлены на каждом социальном уровне, и в любой роли где бы то ни было. В дополнение к этому, в каждом мусульманском контексте более или менее, в каждом классе от бедняков и «середнячков» до богатых и влиятельных, женщины активно продвигают свои интрересы так же, как и интересы других. Везде.
Конечно же, объем их деятельности или влияния будет разниться в зависимости от многих факторов, но все же мы должны развеять миф о том, что мы сидим и ждем, когда нас спасут.
Особеннно это важно, когда идея спасения мусульманской женщины означает также спасение ее от ислама. Мусульмане, женщины и мужчины (в этом случае) идентифицируют себя со своим вероисповеданием больше, чем кто бы то ни было в мире. Даже не смотря на то, что мы всего лишь вторая по распространенности религия в мире, мы первые по желанию идентифицироваться с нею. Мусульманам нравится быть мусульманами. Соответственно, мусульманским женщинам нравится быть мусльманками. Конечно, это может звучать немного пугающе для тех, кто может принять или бросить свою религию, но нужно понимать, насколько важно для мусульманки принадлежать к мусульманскому сообществу. Но попробуйте взглянуть на это как на любой другой аспект самоопределения: мамы признают и чувствуют себя мамами, алкоголики (несмотря на анонимность) алкоголиками, афроамериканцы афроамериканцами, а мусульмане мусульманами. Мы соотносим себя с исламом. Даже если на нас оказывают давление в связи с недостатком открытости или плохими поступками некоторых из нас, мы все равно идетнтифицируем себя с исламом.
Или-или: распространенное заблуждение
Почему люди до сих пор думают, что мусульманские женщины вынуждены выбирать между своим вероисповеданием и свободами, правами человека, достоинством и демократией? В первые десятилетия моей работы по гендерному вопросу я отказывалась считать себя феминисткой – как раз из-за политики применения этого определения на Запае. Я придумывала себе собственные определения: про-верующая, про-феминистка. Я была непреклонна и не за что бы не пошла на сделку против того и другого моих убеждений.
Возможно потому что в западном мире мы обычно узнаем о мусульманках не от них самих. Мусульмане или не-мусульманки долгое время говорили за нас. Когда это изменилось, появился новый странный и удручающий тренд: мусульманки, говорящие за ислам, и женщины, чьи права были попраны под прикрытием ислама.
Поэтому когда Хирси Али говорит что она мусульманка, мы принимаем как должное, что ее личная история по существу – отражение истории большинства мусульманок – и почему мы должны думать иначе? Она подтверждает то, что обычно любят слушать на Западе: у тебя не может быть одновременно исламского вероисповедания и человеческих прав, поэтому выбери права человека и откажись от ислама. Если есть такой выбор, это «или-или», то тогда все правильно.
К счастью, так или иначе, постепенно мусульманские женщины, которые не только соотносят себя с исламом, но и стараются улучшить собственную жизнь, наконец решили, что одного лишь тяжелого труда самосовершенствования недостаточно – и стали представлять себя сами. Эти люди всегда были – но мировое сообщество мало что знало о них, об их работе, считая ее несущественной. Так они думали.
«То и это» в современном исламском феминизме
Итак, по существу история о мусульманской женщине, рассказанная или мужчиной-мусульманином, или женщиной не-мусульманкой, направлена на деисламизацию мусульманских женщин, говорящих от собственного лица. В итоге мы получаем женщину, которая мечтся между жизнью согласно исламскому вероисповеданию и жизнью в современном мире, здесь и сейчас, и чтобы оставаться в ладах с реальностью, они бросают вызов исламу. Для меня же представлялось нормальным взгромоздить на себя сложную конструкцию двойной идентификации и оставаться одновременно и мусульманкой, и борцом за права человека. Вообще-то, между этими самоопределениями изначально не было конфликта – лишь череда обстоятельств, которые привели к заблуждению, что нужно выбирать что-тло одно.
Но вот появился исламский феминизм. В каком-то виде он всегда существовал но я опущу исторические справки и рассказ о появлении этого термина, и вот почему: в период своего становления ислам не нес в себе информации о радикальных гендерных отличиях. Да, был патриархат, и были гендерные роли. Патриархат был везде, и все в нем жили, но это не соотносилась с исламским учением.
Когда мы начали изучать гендер как аспект знания, общественную и религиозную реалию, мы вынуждены были вернуться назад и признать, что единственной категорией, которая бы точно обозначала нас всех, была категория «человек». Феминистское движение на западе, особенно вторая волна, очень неплохо потрудилось над гендерным равноправием во всех областях – кроме религии. Похоже, что религия была безнадежна. Поэтому назвать себя «феминисткой» означало «отдалиться от религии».
Мусульманские женщины в начале 20 века были вовлечены в националистические движения, которые, особо не разбираясь, считали антирелигиозность сопуствующим явлением большинства феминистских движений. Так установилось разделение «верующий в душе» - «демократ, националист, социалист и т.д.» на публике, поддерживая разграничение светского и религиозного. Было возможно быть мусульманином и одновременно светским человеком.
Для меня феминистка-мусульманка – это светская мусульманка и светская феминистка. Круг ее интересов исключает религиозную реформу. Она или он может выбирать из чего угодно, что считает необходимым для достижения целей в борьбе за равноправие. Самым лучшим средством для таких светских мусульман будут инструменты ООН вроде Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации женщин. Если вдруг случится конфликт между подобным документом и исламским мировоззрением, они выберут документ.
Восстание исламистов
Конечно, все это было некомфортно большинству мусульман, кто идентифицировал себя в первую очередь с исламом, так что следующим голосом, который возвысился, мы считаем голос фундаменталстов – неоконсерваторов, которых мы в конце концов стали называть исламистами. И снова идея заключалась в том, что если уж имеется конфликт между международными инструментами влияния и исламом, тогда мы выбиреме ислам. Снова «или-или».
Ислемский феминизм несет ответственность за самоопределение ислама. Он взял на себя ответственность пристально изучить основные ресурсы, такие как Коран, Сунны, Хадис и Фикх – а также светские законы, и потом попробовать изменить исламские и светские стандарты. Основополагающим правилом станет справедливость, по сути Высшая справедливость. Поэтому концепция выглядит примерно так: справедливость и равенство даны мне от Бога, и ни человек, ни закон, ни учение, не могут отобрать у меня это право на справедливость. Основа этого вызова обществу состоит из догматов веры, выделенных из патриархального контекста, новых разработок и даже текущего культурного фона.
Исламский феминизм берет на себя ответственность сформулировать концепции ислама согласно текущей реальности. Мы часть этой реальности, и мы создаем ее, равно как создаем и будущее, проживая настоящее. Поэтому нет никаких «или-или». Мы мусульманки, и мы свободны. Мы и люди, и Божьи творения. Всякое, что пытается нас разделить, неважно как долго оно дится, и неважно, как много людей это одобряют, является по сути нарушением прав, данных нам Аллахом. Так что это наш долг – отстоять истину.
Исламский феминизм борется не только за равенство в публичном пространстве, но также за равенство в семье, где большинство гендерных ролей являются предопределенными, а гендерное неравенство укрепившимся. Исламский феминизм берет на себя ответственность за наши души и тела, наши умы и наш труд на каждом уровне. Мы вдохновлены нашими отношениями с Всевышним и с обществом, и мы в состоянии найти путь, который повысит уровень наших жизней, а также жизней всех остальных.
Я хочу лично поблагодарить мужчин и женщин кто видит этот манифест нашего времени: Мы больше не живем в тени чужих представлений о нас, мы представляем себя сами и мы боремся за правое дело – за всеобщее равенство.

Comments

Popular Posts