Статус ребенка в Америке: ретроспектива

Дисклеймер: этот текст я написала, опираясь, в основном на курс по преступности несовершеннолетних, поэтому акцент на судах и наказаниях. Однако, мой пойнт состоит в том, что как минимум американское общество училось понимать и принимать детей по принципу "от кнута до пряника" - сначала ограничить и наказать, а потом уже задумываться, а почему, собственно, все так как есть. 
Если нужны какие-то уточнения или доп. информация, я могу дать источники или тупо переписать кусок учебника :)

Для начала пара терминов.
Статус - это социально определяемая позиция человека в группе, характеризуемая наличием определенных прав, ожиданий и обязанностей. Статус бывает двух типов: достигаемый (тот, которого человек достигает в течение жизни) и предписанный (тот, в котором человек рождается). Обычно, статус персоны - это микс из первого и второго типов, потому что предписанный статус влияет на достигаемый.
Привилегия - системное преимущество, которое человек получает в результате принадлежности к доминирующей группе.
В американском обществе статус ребенка исторически был наименее привилегированным. Традиционно дети рассматривались как собственность родителей. В принципе, это не уникальная ситуация - еще Кодекс Хаммурапи содержал предписание отрубить руки ребенку, который поднял их на отца, мифы Древней Греции кишат сюжетами про насилие над детьми (начиная от Кроноса и заканчивая Медеей и Гераклом), а в средние века была достаточно распространена ситуация, когда матери душили младенцев и выбрасывали трупы на улицу. Англия, которая дала Америке значительную часть законов, озаботилась положением детей приблизительно в 17 веке, до этого были попытки определить статус детей, в основном связанные с отделением церкви от государства. Но как бы там ни было, фокус был на том, что делать с провинившимися детьми, а не как им помочь. Детей казнили, сажали в тюрьму, высылали в колонии наравне со взрослыми.
В колониальный период Америка не отставала от Европы - в 1641 году в колонии Массачусетса был принят "Закон об упрямых детях" (Stubborn Child Law), предусматривающий смертную казнь за неповиновение родителям. Такая жестокость была связана прежде всего с пуританским мировоззрением, считавшим, что зло поджидает нас на каждом шагу, что дети рождаются изначально грешными, а грех одного человека способен навлечь Божий гнев на все поселение. Некоторые колонии не принимали "Закон об упрямых детях", однако это не сильно помогало: детей не казнили, но секли и сажали в тюрьму. В то же время, согласно правилам дабл-байнда, взрослым не давала покоя не только детская активность, но и детская инертность - тот же Массачусетс, а вместе с ним и Вирджиния предписывали штраф и насильственное разлучение с родителями - провинившихся отдавали "хозяевам", которые занимались "исправлением" ребенка до 21 года (мальчики) или до 18 лет (девочки).
Ближе к 18 веку восприятие детей изменилось на радикально противоположное - из исчадий ада они превратились в невинных и хрупких существ, которых обязательно нужно держать под контролем, оберегая от соблазнов. Для детей толком ничего не изменилось: их наказывали и воспитывали в строгости, дисциплина и послушание были основными поинтами, на которых концентрировалось внимание.
19 век в Америке охарактеризовался процессом становления государства, плюс индустриальная революция, плюс появление больших городов и одновременно экономический кризис, а значит, иммигранты начали восприниматься как "другие", и особенную настороженность вызывали дети иммигрантов, особенно мальчики в предподростковом и подростковом возрасте. Появились знаменитые street gangs ака уличные банды, которые не давали прохода горожанам, швыряли в них камнями и снежками, свистели, улюлюкали - это самое легкое, что приходилось переживать. Традиционными занятиями банд были грабежи и нападения.
К счастью, индустриальная революция способствовала также появлению состоятельных людей, которые наконец решили обратить внимание на детскую преступность, приобретавшую размах стихийного бедствия. Первая благотворительная организация появилась в Нью-Йорке в начале 19 века - это были Child Savers. Они первые обратили внимание на факторы бедности, перенаселения городов и фактически отсутствие родительского надзора - и сделали вывод, что дети не виноваты в том, что происходит. Целью Child Savers было вытащить детей из экстремальной бедности и разместить их где-то, где они могли бы перевоспитаться и одновременно начать приносить пользу обществу. Дети отправлялись на фабрики, в сиротские приюты, богадельни, дома отказников и т.д. Понятное дело, что и там с детьми обращались плохо, но изменения в общественном мнении уже начались - во-первых, был взят на вооружение прием интервенции, т.е. вмешательства в ситуацию с целью исправить ее и оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Конечно, без перекосов не обошлось, например, некоторые считали, что бедняков нужно стерилизовать, но - и это во-вторых - была принята доктрина parents patriae, назначавшая государство окончательным опекуном каждого ребенка. Первое исправительное учреждение для детей, House of Refuge (буквально "дом утешения", "убежище") открылось  Нью-Йорке в 1824 году.
Началом практики государственной защиты детей считается дело Мэри Эллен Уилсон (1874, Верховный суд Нью-Йорка) - суд признал факт насилия над девочкой со стороны приемной матери и постановил забрать Мэри Эллен из семьи, а приемной матери было вынесено обвинение в умышленном нападении. Примечательно, что дело появилось благодаря обеспокоенности соседей, при содействии сотрудницы благотворительной организации при методистской церкви и основателя Американского Общества Защиты Животных - первая осмотрела девочку и подняла тревогу, второй подключил своих адвокатов.
Вслед за Нью-Йорком подтянулся и Чикаго. В 1899 году, благодаря активности Child Savers,  в графстве Кук, Чикаго, Иллинойс, появился первый суд по делам несовершеннолетних. Законодательным актом было определено, что несовершеннолетний ребенок - это ребенок младше 16 лет, там же появилось определение статуса "беспризорный ребенок". Суд по делам несовершеннолетних рассматривал дела как административные, а не уголовные, основываясь на том, что дети нуждаются в правильном обращении, а не наказании - это была крупная победа Child Savers, потому что практика таких судов быстро распространилась по другим штатам, и к 1925 году все штаты кроме двух приняли кодекс несовершеннолетних. Последним штатом был Вайоминг - он принял кодекс аж в 1945 году. Конечно, на деле было все не так гладко, как в хронологическом перечислении: не хватало сотрудников, не хватало денег, иногда детей просто не приводили в "несовершеннолетний" суд, и как следствие, в тюрьмах оставалось довольно много детей, часто они сидели вместе со взрослыми преступниками - особенно в ожидании рассмотрения дела. А в это время число беспризорников и уличных банд росло. К слову, Аль Капоне был выходцем из Нью-Йорских детских банд (ему случалось состоять сразу в двух), образованных детьми иммигрантов, поделенных по национальному признаку: ирландские, еврейские, итальянские. Разница между Аль Капоне и сверстниками заключалась в том, что обычно дети "перерастали" бандитский период и становились законопослушными гражданами, тогда как Аль Капоне предпочел сделать карьеру именно в криминальной сфере, каждый раз переходя в более влиятельную банду.
В послевоенный период в Америке настал бейби-бум (приблизительно 1946-1964 годы) - множество детей, став подростками, пополняли ряды малолетних преступников, и общий срез преступлений тоже изменился: выросло количество убийств, изнасилований, спланированных нападений и ограблений. Общество, которое и раньше опасалось детей, теперь и вовсе забило тревогу - было принято решение все-таки допустить, что дети способны на уголовное преступление, система изменилась, и растущее внимание государства к проблемам детской преступности постепенно переросло в намерение понять, что вообще с детьми происходит. Конечно, главный фокус оставался все-таки на нарушениях закона, но, грубо говоря, из этой озабоченности выросли целые направления по работе с детьми. Это совпадало с общим развитием западного общества: в 1924 году Лига Наций приняла Декларацию о правах ребенка. Впрочем, права были довольно ограниченные: право на еду, право на лечение, на реабилитацию после проступка, на убежище, на защиту от эксплуатации. В 1948 году во Всеобщей Декларации о правах человека было определено, что дети нуждаются в особой социальной защите, однако, насколько я поняла, никто особо не уточнял, какую защиту каких прав ребенка нужно обеспечивать - иначе бы Хиллари Клинтон не призывала бы дать наконец определению "правам ребенка" аж в 1973. Некоторые исследователи считают, что термин "права ребенка" до сих пор остается не определенным.

Comments

Popular Posts