Женщины и СДВГ: обзор статей ч. 1

СДВГ: женская проблема. Психологи борются с гендерными предубеждениями об СДВГ
Автор: Николь Крауфорд
Опубликовано в "Мониторе Ассоциации Американских Психологов" (APA Monitor), февраль 2003 года, вып 34, №5, стр. 28.
Когда психолог, доктор Стивен Хиншоу (Stephen P. Hinshaw) опубликовал два исследования сидрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у девочек в октябре прошлого года, психолог доктор Кэтлин Надо (Kathleen Nadeau) была обрадована тем, что исследователи наконец обратили внимание на женщин с СДВГ.
"Хиншоу был одним из первых, кто изучал именно девочек", - говорит Надо в предисловии к работе, опубликованной в Журнале психологической консультации и клинической психологии (Journal of Consulting and Clinical Psychology, vol 70 No 5). - "Большинство предыдущих исследований было сфокусировано на сравнении мальчиков и девочек - используя симптомы СДВГ у мальчиков в качестве критериев для исследования СДВГ у девочек".
Для Надо исследование Хиншоу стало доказательством того, что она наблюдала у пациенток годами: "Эти девочки вынуждены преодолевать значительные препятствия, которые обычно остаются незамеченными именно потому, что их симптомы мало похожи на симптомы мальчиков". Это также послужило для нее сигналом к тому, чтобы приложить еще больше усилий и рассказать о потребностях женщин с синдромом. С помощью популяризации и публикаций Надо и небольшая группа психологов борются за то, чтобы обратить внимание исследователей на проблемы женского СДВГ.
"Исторически, изучение СДВГ было сфокусировано почти полностью на гиперактивных маленьких мальчиках, и только в последние шесть-семь лет ученые переключились на взрослых", - говорит Надо, эксперт по синдрому у женщин и директор Чесапикского центра психологии штата Мэриленд в Сильвер Спринг. - "А попытки распознать наличие синдрома у женщин начались гораздо позже".
По мнению Надо, эта задержка произошла из-за того, что текущие критерии диагностики больше ориентированы на мужчин, чем на женщин, - и, следовательно, учителя и родители обычно обращают внимание на более явное и более проблематичное поведение мальчиков. Некоторые, впрочем, отрицают вероятность СДВГ у женщин, а некоторые отрицают СДВГ в принципе.
Исследователь и терапевт-воспитатель доктор Джейн Аделиззи (Jane Adelizzi) предполагает, что игнорирование женщин с Синдромом связано с тем, что обычно у девочек отсутствует гиперактивность, то есть, обычно это СДВ (синдром дефицита внимания), "невнимательная" часть СДВГ. Тем не менее, несмотря на оправдания, факт остается фактом: девочки с недиагностированным СДВГ приносят свои проблемы во взрослую жизнь, и при отсутствии лечения эта взрослая жизнь может оказаться сломанной.
"Без лечения девочки с СДВГ рискуют пострадать от низкой самооценки, низкой успеваемости, тревожности, депрессии, ранней нежелательной беременности, раннего появления вредных привычек, например, курения", - говорит Надо.
Во взрослой жизни увеличивается вероятность разводов, финансовых проблем, положения матери-одиночки, воспитывающей ребенка с СДВГ, неоконченного высшего образования, неудовлетворительной работы, употребления наркотиков, расстройств пищевого поведения и постоянного стресса из-за того, что женщина не справляется с задачами повседневной жизни - и это может также создать трудности детям этих женщин, у 50% из которых тоже будет СДВГ.
"Девочки с СДВГ до сих пор остаются загадкой - незамеченные, непонятые и резко осуждаемые", - говорит доктор Эллен Литтман (Ellen Littman), одна из психологинь исследовательской группы, которая занимается гендерными различиями СДВГ и настаивает на повторном определении основных признаков синдрома.
Литтман предполагает, что девочки с СДВГ до сих пор остаются без помощи именно потому, что паттерны мужского варианта синдрома избыточно представлены в литературе. "И, учитывая разнообразие признаков синдрома, опасность заключается как раз в том, что эти типично мужские паттерны характеризуют всех детей с СДВГ", - говорит Литтман, у которой практика в Маунт Киско, штат Нью-Йорк. - "Вот почему, исходя из изобилия информации по этому синдрому, у нас может возникнуть ложное ощущение, что мы знаем о женском варианте СДВГ больше, чем мы на самом деле знаем".
Нужно как можно больше исследовательсих работ по гендерным различиям СДВГ, говорит доктор Джулия Раклидж (Julia Rucklidge), профессор-ассистент психологии в Университете Кэнтербери, Крайстчерч, Новая Зеландия, которая изучала синдром у канадских женщин. "Мы не можем считать, что то, что происходит с мужчинами, происходит и с женщинами - у женщин другая эндокринная система, гормональные влияния на поведения могут быть значительными". Также, Раклидж говорит, женщины по-другому социализированы и поэтому склонны выражать себя способами, отличными от мужских, а также более подвержены таким проблемам, как депрессия или тревожное расстройство, которые, опять-таки, влияют на поведение. Это предполагает, что проявление и выражение СДВГ у женщин совсем другое. Но, говорит Раклидж, только исследования могут сказать нам точно, что именно происходит. До тех пор, у нас есть всего лишь догадки.
Фактор материнства
Большинство женщин доживают до 30-40 лет, прежде чем им диагностируют СДВГ. "Один из наиболее распространенных сценариев - кто-то из детей получает диагноз СДВГ, она начинает изучать синдром самостоятельно, и узнает симптомы у себя", - рассказывает Надо. - "Эта категория пациенток старше остальных, ведь СДВГ у школьников обычно диагностируется к 3-5 классу".
Женщины с СДВГ демонстрируют высокий уровень стресса, проявляя невероятные усилия для того, чтобы организовать свое время, испытывая огромные нагрузки, связанные с управлением финансами, воспитанием детей или младших братьев и сестер с СДВГ, и обычно имеют депрессию или тревожное расстройство в анамнезе, говорит Надо, которая сама не знала о том, что у нее СДВГ до тех пор, пока ее дочь и брат не получили такой же диагноз.
СДВГ обычно лечится комбинацией стимуляторов и специально ориентированной психотерапии, "которая очень структурирована, целе-ориентирована и использует много "тренировочных" техник наравне со стандартными психотерапевтическими. Обычно женщины страдают от низкой самооценки гораздо сильнее, чем мужчины с таким же диагнозом, и терапия должна быть в первую очередь сфокусирована на этом аспекте", - говорит Надо.
Большинство женщин, обращающихся к клиническому и нейропсихологу Митчеллу Клионски (Mitchell Clionsky) для тестирования, подходят под типичный профиль. Одна 42-летняя пациентка, которой он поставил диагноз СДВ, была направлена к нему психиатром, который лечил ее от депрессии. Ее брак был под угрозой, и у нее была очень низкая самооценка, говорит доктор Клионски, сооснователь Центра СДВ Северного Массачусетса в Спрингфилде. С самого детства эта женщина считалась ленивой и безответственной, потому что она не заканчивала те дела, которые начинала. "Очень умная женщина, она несколько лет училась в колледже и наверняка бы достигла гораздо большего, если бы ее проблему определили раньше", - говорит доктор Клионски. - "Трагедия заключается в том, что эти люди не могут проявить себя в должной мере, не достигают того, на что действительно способны, и те из них, кто считает свою жизнь окончательно пропащей, чаще всего получают депрессию", - говорит Клионски. - "Это как если бы они бежали забег, имея по гире на каждой ноге".
(...)
Женщины с СДВГ также скорее всего страдают от депрессии или тревожности, Они также чаще женщин без СДВГ получают ту или иную психологическую помощь, им чаще других прописывают психотропные препараты.
Работа Джейн Аделиззи изучает редко замечаемую область в СДВГ: сходство с ПТСР (пост-травматическое стрессовое расстройство). Три из ее работ посвящены женщинам с СДВГ, которые также проявляли признаки ПТСР, обычно полученного в результате школьной травмы - значительного непиятного события или стрессора, воздействовавшего в момент пребывания в обучающей среде.
В результате того, что школьная травма тянется за пациенткой годами, некоторые женщины проявляют набор симптомов, которые можно распознать довольно определенно - как симптомы ПТСР", - докладывает Аделиззи, координатор Центра для взрослых, в Милтоне, Массачуссетс. И эти симптомы слишком похожи на симптомы СДВГ.
Не всегда понятно, что было первым, ПТСР, СДВГ или травма, говорит Аделиззи, но нужно обязательно принимать во внимание существующие параллельно паническое и тревожное расстройство, которые могут быть вызваны много лет спустя, например, если женщина решит вернуться в школу или колледж.




СООТВЕТСТВИЯ И НЕСООТВЕТСТВИЯ В САМООТЧЕТАХ И СВИДЕТЕЛЬСТВАХ ДРУГИХ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТЕКУЩЕГО ИЛИ ДИАГНОСТИРОВАННОГО В ДЕТСТВЕ СДВГ У ВЗРОСЛЫХ.
Barkley, R. A., Knouse, L. E., & Murphy, K. R. (2011). Correspondence and disparity in the self- and other ratings of current and childhood ADHD symptoms and impairment in adults with ADHD. Psychological Assessment, 23(2), 437-446. doi:10.1037/a0022172

Экперты рекомендуют клиницистам опираться не только на самоотчеты, но и опрашивать близких пациента при диагностическом опросе пациентов с СДВГ.
Клиническая диагностика СДВГ у взрослых подразумевает не только установление текущих проблем и нарушений, но и понимание, какие нарушения и проблемы были у пациента в детстве. Общепринято опираться не только на опрос пациента (далее - самоотчет), но и на свидетельства близких пациенту людей. Идеальный вариант - когда есть свидетельства и о детском, и о взрослом поведении. Эта практика отчасти связана с исследованиями, которые показали, что у людей с СДВГ обычно наблюдается дефицит осознанности, или же на мнение пациента повлияли иллюзии или предрассудки, некоторые пациенты склонны преувеличивать свои симптомы, например, студенты колледжа, которые намерены получить специальные условия обучения, или взрослые, которым нужны бенефиты, страховые начисления и т.д.
Степень совпадения/несовпадения самоотчетов и свидетельств близких изучается несколькими способами.
Исследования среди группы людей с СДВГ, сравнивающие самоотчеты и отчеты других, показывают высокую степень совпадения.  А вот исследования в группе молодых взрослых (21 и 27 лет), у которых СДВГ был диагностирован с детства, показывают значительные несовпадения между самоотчетами и отчетами родителей. Проблема также заключается в том, что нет гарантии, что участники точны в своих воспоминаниях. Самое большое исследование было предпринято при участии группы из 281 студента, которые заявили о наличии различных ментальных расстройств, в том числе СДВГ, и свидетельствах их товарищей по кампусу. Результаты отразили средние уровни совпадения между самоотчетами и отчетами товарищей.
Для текущего исследования были взяты три группы: люди с клинически диагностированным СДВГ, люди, подозревающие у себя СДВГ, но не диагностированные, и контрольная группа.
Были учтены факторы влияния на диагностические группы: пол, отношения с информатором, IQ, сопутствующие нарушения (тревожность и депрессия). Результаты исследования показали умеренную или высокую степень совпадения самоотчетов со свидетельствами информаторов, непосредственно взаимодействующих с участниками, и чуть более низкую степень совпадения у самоотчетов детей с СДВГ и их родителей.
Но когда начали сравнивать текущие самоотчеты и показатели в детстве у одних и тех же людей, обнаружился существенный разброс в показаниях. Самый большой разброс проявился в группе людей, которые подозревали у себя СДВГ, но не были диагностированы, особенно у женщин. Женщины, которые подозревали у себя СДВГ, но не были диагностированы, имели наибольшие расхождения с отчетами близких как в текущем, так и в ретроспективном исследовании. Более того, женщины и в других группах гораздо реже совпадали в показаниях со своими близкими, чем мужчины. Природа этого явления представляется неопределенной, но, тем не менее, она может быть связана с тем, что у женщин было выявлено больше случаев тревожности.
Возраст, IQ и образование не оказали существенного влияния на результаты. Повышенные уровни тревожности, напротив, значительно влияли на разброс и текущих, и ретроспективных рейтингов.

ПАТТЕРНЫ СОЦИАЛЬНОГО ОНЛАЙН-ОБЩЕНИЯ У МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН С ДИАГНОСТИРОВАННЫМ В ДЕТСТВЕ СДВГ
Mikami, A. Y., Szwedo, D. E., Ahmad, S. I., Samuels, A. S., & Hinshaw, S. P. (2015). Online social communication patterns among emerging adult women with histories of childhood attention-deficit/hyperactivity disorder. Journal Of Abnormal Psychology, 124(3), 576-588. doi:10.1037/abn0000053
О взрослых женщинах с СДВГ известно не так много, однако, есть все причины считать, что они испытывают значительные ухудшения качества социальной жизни. Одна из причин, почему СДВГ у женщин изучался недостаточно, это то, что женщины и девочки в силу гендерной социализации значительно реже проявляют симптомы импульсивности/гиперактивности, чем мальчики, и это могло остаться незаметным для взрослых и учителей.
Проблемы во взаимоотношениях с друзьями значительно влияют на качество жизни людей с СДВГ. Как девочки, так и мальчики имеют меньше друзей и рассматривают дружбу менее позитивно, чем люди без СДВГ. Кроме того, гиперактивные люди склонны переоценивать свои коммуникативные качества, что осложняет исследования. Психология развития предлагает объяснение этим проблемам: люди обучаются навыкам общения, взаимодействуя с друзьями, и уже в раннем подростковом возрасте требуются достаточно сложные навыки, чтобы установить особый уровень близости, доверия и поддержки среди друзей - из этого опыта развиваются навыки романтических отношений в более позднем подростковом периоде и во взрослом возрасте. Дети с СДВГ могут испытывать недостаток общения со сверстниками, и эти проблемы, накапливаясь, осложняют их более поздние отношения.
Пользование социальными сетями вроде Фейсбука в качестве частичного решения этой проблемы приобретают эндемический характер. Молодые люди с СДВГ могут использовать социальные сети несколько иначе, чем их нейротипичные сверстники. Исследования среди людей с тревожностью, депрессией и сниженными социальными навыками косвенно указывают на то, что люди с СДВГ могут предпочитать онлайн-общение личному. Кроме того, они могут себя чувствовать более уверенно, вступая в диалоги с незнакомцами и оппонируя тем, с кем они не согласны.  Таже предполагается, что молодые люди с СДВГ имеют меньше друзей в соцсетях, получают меньше поддержки, оценивают онлайн-общение более негативно и общаются более поверхностно, как в сетях, так и в мессенджерах.
Это первое исследование, обращенное к специфике общения онлайн у молодых женщин с СДВГ, однако есть некоторые данные по гендерной специфике онлайн общения. Предполагается что легкое, остроумное вербальное взаимодействие, требующее яркой самопрезентации, которое так важно для общения в соцсетях, должно оцениваться женщинами более высоко, чем мужчинами, ведь традиционно женщины предпочитают вербальное общение физическим играм. Действительно, женщины охотнее мужчин общаются в соцсетях и публикуют более содержательный и вдумчивый контент. Однако, симптомы СДВГ могут отрицательно сказаться на онлайн-взаимодействии. Наша гипотеза заключается в том, что у женщин с СДВГ возникают сложности при общении в соцсетях, по сравнению с нейротипичными женщинами, однако все-таки склонны выбирать именно соцсети.
В исследовании приняли участие 228 женщин, у 140 из которых в детстве диагностировали СДВГ. Выборка была этнически неоднородной. Женщины были опрошены 3 раза в течение 10 лет. После статистического контроля демографических ковариаций и сопутствующих заболеваний, было установлено, что молодые женщины с диагностированным СДВГ проявляли более выраженное предпочтение социальной онлайн коммуникации и большей склонностью использовать онлайн-методы для взаимодействия с незнакомыми людьми. Также, по наличию диагноза СДВГ, можно было предсказать меньшее количество друзей и менее интенсивное общение с ними, соответственно, получение меньшей поддержки из онлайн-сетей. Это связано с особенностями опыта коммуникации и дружеских отношений, полученным женщинами с СДВГ в детстве и в подростковом возрасте. Интересно, что женщины с диагностированным в детстве СДВГ были склонны постоянно сравнивать свой статус в социальных сетях со статусом других.




x

Comments

Popular Posts